Второй созыв поставил точку

Второй созыв поставил точкуФото из личного архива Н. Иванова

30 ноября исполняется 20 лет с того дня, как Госсовет Чувашии второго созыва принял новую Конституцию Чувашской Республики. К этой памятной дате парламентское издание «Республика» публикует серию блиц-интервью с теми людьми, кто активно участвовал в разработке Основного закона Чувашии. Сегодня наш собеседник – Николай Иванов, Председатель Госсовета республики второго созыва  с февраля 2000-го по апрель 2001 года. Именно под его председательством проходила внеочередная 23-я сессия парламента, когда была поставлена точка под обсуждением Конституции республики.
– Николай Иванович, поделитесь, пожалуйста, воспоминаниями о депутатских годах, когда принималась Конституция Чувашии.
– Должен сказать, принятие Конституции Чувашской Республики было очень сложным процессом. Основной закон Чувашии начали обсуждать еще депутаты Государственного Совета первого созыва (1994–1998). Они провели немало мероприятий, написали  достаточно документов.
15 июля 1994 года Госсоветом было принято постановление о Конституционной комиссии Чувашской Республики. Это был самый первый документ, который принял Государственный Совет на своем заседании. Была образована комиссия в составе семи депутатов, и предложено Президенту республики сформировать Конституционную комиссию для разработки проекта Конституции. После этого, соответственно, Президент Чувашии (тогда эта должность так называлась, сейчас – Глава) Николай Федоров издал указ, согласно которому была создана Конституционная комиссия в составе 21 человека. Возглавлял ее Президент. В комиссии были депутаты Госсовета Чувашии, представители судебных и правоохранительных органов, органов самоуправления районов и городов, общественных и религиозных объединений.
Эта комиссия разработала проект новой Конституции Чувашской Республики, который 10 апреля 1995 года был официально внесен в Госсовет Чувашии для дальнейшей работы. Вот первые даты по принятию Конституции.
– А приняли только через 5 лет?
– По истечении времени четко прослеживается, почему затягивалось принятие Конституции. Можно найти и заинтересованных лиц.
31 января 1997 года Госсовет первого созыва рассмотрел вопрос о проекте Конституции и принял постановление о проведении всенародного обсуждения. Напечатали информацию в газете, отвели определенное время, чтобы чувашский народ мог внести свои предложения. В самом деле, поступило более 1500 поправок и предложений от населения. 3 апреля 1997 года Государственный Совет провел научно-практическую конференцию на тему проекта Конституции Чувашии.
Полномочия депутатов Госсовета республики второго созыва были подтверждены 27 июля 1998 года. Первое обсуждение вопроса о ходе работы над проектом новой Конституции в нашем созыве состоялось 2 апреля 1999 года. 29 апреля 1999 года в Госсовете Чувашии были проведены парламентские слушания по проекту Конституции. 8 июля 1999 года на 10-й сессии для окончательного обобщения поправок была образована согласительная комиссия. В её составе работали Президент и Председатель Госсовета, которые были сопредседателями комиссии, а также Председатель Кабинета Министров, председатели комитетов, председатель Верховного Суда, прокурор Чувашской Республики.
Затем следует важная дата – 16 июня 2000 года, когда на 19-й сессии Госсовета Чувашии проект Конституции был принят в первом чтении.
Во втором, окончательном, чтении Основной закон принят 30 ноября 2000 года на внеочередной 23-й сессии. Отмечу, чтобы принять Конституцию республики, нужно квалифицированное большинство, то есть две трети голосов депутатов. Эта норма была соблюдена – 74 депутата поддержали проект Конституции.
В самой брошюре Конституции есть постановление № 522 за моей подписью. В этот же день приняли еще один закон – «О порядке введения в действие Конституции Чувашской Республики». В нем было прописано, что 30 ноября 2000 года считается днем принятия Конституции, которая вступает в силу на следующий день после официального опубликования. 9 декабря закон был подписан и опубликован, с 10 декабря – вступил в силу.
– Из-за чего все-таки так долго продолжалось противостояние между парламентом и Президентом республики?
– Изюминкой всех споров, которые продолжались такое длительное время – с 1994-го по 2000-й – являлось ограничение срока на занятие должности Президента Чувашии. Это часть 3, статья 69. Группа депутатов (их было не менее 21) категорически ратовала за ограничение двумя сроками подряд. Президент был против этого. И он предложил депутатам такую формулировку в ст. 69, ч. 3: «Ограничения на занятие должности Президента Чувашской Республики устанавливаются только в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом». Данная редакция удовлетворила депутатов, и они поддержали предложение Президента Чувашии.
Замечу, в Госдуме РФ влияние губернаторов в те годы было очень сильное, и через какое-то время в федеральный закон были внесены изменения, снявшие ограничение двумя сроками на занятие должности руководителей регионов.