Инна Исаева: дети возьмут в будущее все, чем напитаются

Новаторский опыт Чебоксарской гимназии №5 востребован даже на уровне самой инновационной площадки в стране — Сколково. Мы задали несколько вопросов инициатору новаций — директору гимназии Инне Исаевой, руководителю большого и современного учреждения, которое многие в народе называют школой будущего. 
Расскажите нам больше о гимназии? 
«Новый корпус на ул. Агакова — это не новая школа, а все та же гимназия № 5. Только детей теперь в ней учится не 900, а 2000. Конечно, ответственности вдвое больше. А так это тот же коллектив, те же принципы, та же задачи. Самое главное отличие «старого» и нового корпусов в том, что на Президентском бульваре в гимназисты принимают с пятого класса, а в корпусе на Агакова в мкр «Волжсккй-3» имеется начальная школа. Соответственно, для поступления в гимназию на Президентском бульваре ребятам нужно сдавать вступительные экзамены — русский и английский языки, математику. Входным билетом является уровень знаний. А в новом корпусе достаточно родителям написать заявление. Главное, чтобы были места в классах». 
А поподробнее об опыте сотрудничества со Сколково? 
«Это очень интересный опыт в моей практике. По всей России были отобраны 12 лучших,  наиболее передовых школ. В том числе и наша гимназия. Стояла задача объединить лучший опыт в стране и создать самую продвинутую школу в России. Не было условий и ограничений. И мы творили вживую, свободно, взаимно впитывая опыт друг друга. Со школой Сколково мы м до сих пор поддерживаем добрые и творческие отношения. 

ЭТО ИНТЕРЕСНО 
Федеральный проект «Новая школа» направлен на поддержку и развитие системы общего, среднего, высшего и дополнительного образования. Одними из основных направлений проекта «Новая школа» являются: контроль доступности мест в учебных учреждениях, мониторинг своевременных выплат зарплат учителям, защита прав педагогов и учеников, контроль соблюдения мер безопасности в школах и другие. При этом во внимании партийного проекта находится и аспект повышения роли и статуса педагога, воспитателя, престижа педагогической профессии. 

Чем ваша гимназия отличается от других школ? 
«Не хотелось бы говорить об отличиях и вообще сравнивать. Скажу, что вместе с педагогами, детьми и родителями нам удалось сформировать особый гимназический дух. Причем ученики - полноправные участники этого процесса. Порой мы направляем их к принятию ответственности за свои решения и поступки даже там, где они привыкли полагаться на взрослых. Наши выпускники продолжают поддерживать отношения во взрослой жизни, в том числе и со школой. И вот это, что дети присваивают (специфический термин Инны Исаевой) школу как друга, о многом говорит. У них другое отношение к жизни в целом. Потому что мы их не водим строем под окрик, а даем право на осознание и исправление ошибки без наказания. Стимулируем принятие собственных решений, направляем, поправляем, творим вместе е ними. 
Правда, что ваши ученики активно увлекаются творчеством? 
«Многие слышали, а педагоги хорошо осведомлены о программе Президента России Владимира Путина «Билет в будущее». Многие восприняли ее в привычном ключе старой доброй профориентации. Сводил детей на завод, а там пусть сами выбирают. Мы же убеждены, что ребенок не присваивает (принимает. - прим. авт.) то, что видит. Он присваивает труд, только делая что-то своими руками. И неважно, какую профессию он потом выберет. Важно, что он учится творить, придумывать, делать руками, достигать результата. Например, наши старшеклассницы шьют предметы гимназической формы. Даже просто психологическое восприятие формы, сработанной собственными руками или твоими однокашниками, совсем другое, нежели купленной в магазине. Парням тоже есть, где развернуться в плане инженерно-технической мысли, конструирования, проектирования, изготовления собственными руками. Преподаватели говорят, что им хулиганить некогда. Они увлечены, заняты». 
Как прошло строительство? 
«Важно, чтобы проект соответствовал требованиям всех надзорных органов. Мы со своей стороны предъявляем свои требования. Вот если это все совпадает, строить легко. К тому же я все-таки не прораб. Строят профессионалы. Со стороны городской администрации контроль постоянный. В общем, без эксцессов обошлось». 
Если новый ученый год также начнется с дистанционного обучения, готовы ли вы к этому? 
«Мы были готовы к дистанционному о6учению, потому что оно у нас по субботам практиковалось еще задолго до коронавирусной эпидемии. Разумеется, мы сейчас приобрели более масштабный опыт, увидели недоработки, проблемы, узкие места. Понимаем, что дистанционное обучение будет занимать все больше места в нашей жизни. И к этому нужно быть готовым». 
О чем вы мечтаете? 
«Я мечтаю, чтобы мои выпускники, так же, как и мой сын, стали творцами своей жизни. Чтобы они не боялись ловить удачу в руки. Чтобы дети нас радовали».
СПРАВКА 
Родилась 1 апреля 1969 года. В 1993 году окончила Чувашский государственный педагогический институт имени Ивана Яковлева по специальности русский язык и литература, а в 2011 — Московский государственный гуманитарный университет имени Шолохова по специальности государственное и муниципальное управление. Является директором гимназии № 5 города Чебоксары с 2007 года. За время работы в гимназия творчески подошла к формированию концепции школы, созданию новых подходов в образовании и повышении квалификации педагогов. Депутат Государственного Совета Чувашии, фракция «Единая Россия», избрана в 2016 году. Сегодня гимназия № 5 занимает лидирующие позиции как в Чувашии, так и на федеральном уровне. 
ЕШЕ ПАРУ ФАКTОВ ОБ ИННЕ ИСАЕВОИ: 
Новое – в жизнь. Инна Исаева является региональным координатором партийного проекта «Новая школа» в Чувашии. В этом смысле республике повезло, так как на федеральном уровне проект курирует депутат Государственной Думы РФ от Чувашии Алена Аршинова. Поэтому «стучаться» в высокие кабинеты Исаевой нет необходимости.  Коммуникация происходит в ежедневном режиме здесь и сейчас. 
А обсуждать есть что. Кураторы проекта проводят постоянный мониторинг состояния дел в школах Чувашии, оценивают существующие риски я угрозы, контролируют соблюдение законодательства РФ в сфере образования. Но не только. Иначе проект не содержал бы слова «новая». В работе кураторов два основных направления. Первое — сугубо техническое. Это выработка предложений по обновлению школьного оборудования, проведения ремонтных работ в тому подобное. Сюда же можно отнести и предложения по перспективному размещению школ в городе. Важно обеспечить шаговую доступность учреждений, вовлечение родительской общественности в дела школы и воспитательный процесс. Это невозможно сделать, если школа находится на другом конце города с пересадками.   
Второе — внедрение новаторских подходов в системе образования, формирование в учениках ответственного подхода к построению собственной жизни, к своим целям, поступкам, отношениям с окружающими. 
Это непросто. Педагогическая система столетиями формировалась на полуказарменных принципах принуждения. Осознать, что ученик должен стать соавтором в собственном воспитании, удается не всем. Тем интереснее крут задач новаторов от педагогики. Кроме того, профессиональные законодатели Алена Аршинова и Инна Исаева вырабатывают экспертные рекомендации при подготовке законопроектов, так или иначе затрагивающих сферу образования.